Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Профилактика деформации стоп у детей

Варусную установку стоп (рис. 101) часто называют косолапостью, хотя это и не совсем правильно. Врожденная (или истинная) косолапость — одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, которая проявляется у ребенка еще в первые дни жизни и требует серьезного и длительного лечения (см. книгу «Детский массаж от рождения до трех лет»).

Приведение переднего отдела стопы встречается гораздо чаще истинной косолапости и, в основном, сочетается с плоскостопием и О-образным искривлением голеней. Однако бывает сочетание отклонения передних отделов вовнутрь с отклонением пяток кнаружи.

Приведение передних отделов стоп (как и другие дефекты опорно-двигательной системы) чаще развивается у детей ослабленных, физически плохо развитых, перенесших в раннем возрасте рахит, часто и длительно болеющих. Поэтому профилактикой будет служить все, что направлено на общее укрепление организма. Массаж и гимнастика на первом году жизни, достаточная двигательная активность ребенка, правильно подобранная обувь — все это будет способствовать формированию здоровых стоп.

Огромное значение имеет контроль родителей за правильной установкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до 3-х лет, тогда, когда этот навык формируется.

С возрастом «косолапость» обычно усиливается, поэтому, хотя и бывают случаи самоизлечения, следует обратить на ее исправление серьезное внимание.

Голеностопный сустав выдерживает огромную нагрузку при стоянии и ходьбе, это один из самых «работающих» элементов опорно-двигательной системы. Своеобразная форма голеностопного сустава (он относится к блоковидным) обеспечивает небольшой объем движений — сгибание и разгибание с амплитудой до 65°(кроме того, при согнутой стопе возможны незначительные круговые движения) и большую устойчивость.

Прочные и эластичные связки укрепляют сустав, еще более увеличивают его стабильность, препятствуют подворачиванию стопы при ходьбе, беге, прыжках. Сухожилия мышц голени также служат дополнительным укрепляющим элементом. Особое значение имеет пяточное (Ахиллово) сухожилие — самое прочное из сухожилий человеческого тела.

Тем не менее, несмотря на особую анатомическую форму, голеностопный сустав иногда теряет свою стабильность. Чаще всего это случается у детей с общей слабостью мышечно-связочного аппарата, у детей, перенесших рахит или часто и длительно болеющих, у детей с избыточным весом.

Сама по себе нестабильность голеностопного сустава не является заболеванием, это лишь свидетельство некоторого неблагополучия со стороны опорно-двигательной системы. Но затем «вырастает» в уже стабильные формы плоскостопия, кроме того, часто сочетается с искривлениями ног, различными видами нарушения осанки, деформациями грудной клетки и т. д.

Меры профилактики и исправления нестабильности голеностопного сустава практически те же, что и при плоскостопии. Особое значение имеет общеукрепляющая гимнастика, массаж и ношение рациональной (с фиксированным голеностопом и высоким задником) обуви.

Дети со слабостью мышечно-связочного аппарата стопы не должны долго ходить, а тем более стоять. Не рекомендуется прыгать даже с небольшой высоты, можно только подпрыгивать. Родителям не следует спешить учить такого ребенка кататься на коньках или роликах. Зато катание на велосипеде — замечательная тренировка для мышц ног без статической нагрузки на стопы.

Чтобы определить возможные патологии стопы у ребенка, нужно попросить его снять обувь. Если представить, что нога имеет центральную линию, перпендикулярную полу, пятка должна быть расположена симметрично этой оси. Если явно заметен «завал» к внешней стороне и центральная ось с-образной формы – имеет место варусная деформация стопы. Когда патология охватывает две ноги, между ними заметен значительный промежуток, напоминающий букву «о».

Если посмотреть на ногу спереди, будет заметно, что передняя часть стопы не полностью параллельна полу – между большим пальцем и поверхностью пола сохраняется некое пространство, которое и пытается скомпенсировать голеностоп, изгибаясь наружу. Основная нагрузка ложится на внешний свод стопы, ребенок при ходьбе косолапит. Такая установка стопы часто ведет к плоскостопию (подробнее в статье: какие стоит проводить упражнения по ЛФК при плоскостопии у детей?).

Чтобы избежать развития варусной стопы, важно своевременно проводить профилактику патологии. Самыми действенными являются следующие мероприятия:

  • Ношение новой обуви, подобранной по размеру. Не следует надевать малышу туфли, которые до него носил другой ребенок.
  • Регулярное посещение врача-ортопеда, который вовремя выявит начальную стадию заболевания.
  • Обязательные занятия с ребенком физкультурой. Полезны лазанье по шведской стенке, катание на роликах, велосипеде или беговеле. Все это способствует правильному формированию стопы.
  • Следить, чтобы в рационе малыша было достаточно витамина Д и микроэлементов, в частности, кальция.

ОСОБЕННОСТИ МАССАЖА

ОСОБЕННОСТИ МАССАЖА

Специальный (дифференцированный) массаж нижних конечностей лучше проводить на фоне общетонизирующего массажа всего тела (кроме рук). Если это по каким-то причинам невозможно, то можно ограничиться массажем поясницы, ягодичной области и ног.

Поясничная область спины

Поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и вниз, интенсивное растирание, разминание в виде надавливания или сдвигания.

Ягодично-крестцовая область

Поглаживание в круговом или Х-образном направлении, интенсивное растирание, разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.

Задняя поверхность ног

Поглаживание — снизу-вверх от подколенной ямки по задне-наружной поверхности до подягодичной складки. Растирание — энергичное. Разминание — в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Голень

На задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, т. к. состояние икроножной мышцы неоднородно: внутренняя головка — напряжена и может быть несколько сокращена, наружная головка — растянута.

После общего поглаживания от пятки до подколенной ямки проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу.

По внутренней головке — выполняется легкое растирание подушечками пальцев, пиление, широко используются расслабляющие приемы: вибрационное поглаживание, потряхивание, мягкое и сильное разминание, растяжение в сочетании с вибрацией.

По наружной головке — проводится тонизирующий массаж: интенсивное растирание, энергичное разминание, легкие ударные приемы.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Ахиллово сухожилие — чаще несколько укорочено, поэтому следует широко использовать щипцеобразное поглаживание, штрихование, растяжение с вибрацией.

Подошвенная поверхность стопы

Положение стопы при массаже — с легким подъемом наружного края (рис. 102). При массаже необходимо растягивать внутренний край стопы и тонизировать наружный.

Массаж другой ноги проводится аналогично.

Массаж передней поверхности ног

Поглаживание по всей длине ноги, затем поочередно.

Тыльная поверхность стопы

Удерживайте стопу в правильном положении (рис. 103).

Проводится тонизирующее воздействие, особенно по наружному краю стопы. Применяются энергичные приемы растирания (граблеобразное, штрихование, щипцеобразное — по краю), разминание (сдвигание, надавливание щипцеобразное — по краю), легкие ударные приемы.

Голеностопный сустав

Хорошее растирание области сустава, круговое растирание лодыжек, тонизирующее точечное надавливание вокруг наружной лодыжки.

Передняя поверхность голени

Массаж тонизирующий, т. е следует применять энергичное растирание, разминание в виде ритмичного сдвигания, тонизирующее надавливание и легкие ударные приемы (рубление пальцами, поколачивание пальцами).

Коленный сустав

Круговое поглаживание, растирание.

Передняя поверхность бедра

Массируют достаточно энергично, используя все основные приемы.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Затем проводится массаж другой ноги.

Одновременно с массажем (после массажа стопы и голеностопного сустава) или после тепловых процедур необходимо произвести пассивные движения для коррекции приведения переднего отдела стопы.

* Одной рукой зафиксируйте нижний (отдел голени, другой — захватите стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву. Осторожно сгибайте стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее наружный край, слегка поворачивая стопу кнаружи (рис. 104).

* Вращательные движения стопой кнаружи вдоль продольной оси, проводят мягко, осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы (рис 105).

* Зафиксируйте голеностопный сустав и мягко надавливайте на передний отдел стопы, постепенно отводя его кнаружи (рис. 106).

Для закрепления результатов, достигнутых массажем необходимо регулярные (лучше ежедневные) занятия лечебной гимнастикой.

ОСОБЕННОСТИ МАССАЖА

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Массаж проводится курсами по 12–20 процедур ежедневно или через день, с перерывами между курсами 2–4 недели. Интенсивность воздействия постепенно возрастает к середине курса. Массаж необходимо сочетать с упражнениями для исправления порочного положения стопы.

Исходное положение — ребенок лежит на животе, под голеностопными суставами — небольшой валик.

Пояснично-крестцовая область

Поглаживание от позвоночника вниз и в стороны, энергичное растирание, разминание, поглаживание.

Поглаживание в круговом или Х-образном направлении, интенсивное растирание гребешками согнутых пальцев, энергичное разминание, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление, поглаживание).

Задняя поверхность ноги

Поглаживание, мягкое растирание, мягкое разминание в виде «валяния», поглаживание.

При туго подвижности в коленном суставе применяется большее количество поглаживаний, потряхивание мышц бедра и голени (задних поверхностей), вибрация.

Голень

Расслабляющий массаж — поглаживание, мягкое разминание, потряхивание по внутренней части икроножной мышцы. Наружная часть массируется более энергично.

Область коленного сустава

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Коррекция: поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на наружную поверхность (наружный мыщелок).

Для коррекции бедра и голени применяется ритмичное надавливание по наружной стороне ноги (рис. 119).

Ахиллово сухожилие — может быть несколько укорочено, поэтому следует, широко использовать щипцеобразное поглаживание, штрихование, растяжение с вибрацией.

Положение стопы при массаже легкая пронация (подъем наружного края). При массаже необходимо растягивать внутренний край стопы и тонизировать наружный.

Передняя поверхность ноги

И. п. — ребенок лежит на спине (валик под коленями).

Поглаживание на тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание поперечное или граблеобразное, растирание и разминание наружного края стопы, растягивание внутреннего края, поглаживание.

Поперечное растирание, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, особенно интенсивно вокруг наружной.

Переднебоковая поверхность голени

Поглаживание от стопы вверх до наружной стороны колена, энергичное растирание и разминание, поглаживание.

Круговое поглаживание, растирание, разминание в виде сдвигания коленной чашечки в продольном и поперечном направлении. Коррекция — надавливание на наружный мыщелок бедра.

Поглаживание снизу вверх, энергичное растирание и разминание, тонизирующие ударные приемы, поглаживание.

Для коррекции повторить ритмичное надавливание по наружной поверхности бедра и голени (рис 120).

Во время массажа и следующих за ним упражнений для стоп необходимо следить за тем, чтобы коленные чашечки на обеих ногах «смотрели» строго вверх.

Причины развития и возможные осложнения

Врожденная деформация стопы у детей объясняется патологиями внутриутробного развития, спровоцированными различными факторами. Причина может быть в заболеваниях, которые перенесла женщина во время беременности, или в генетической предрасположенности (например, у кого-то из родственников ребенка диагностирована такая же патология).

Эта патология представляет собой хроническое воспаление суставных сумок, сопровождающееся болью и отеком. Также возможно развитие остеохондроза и искривление позвоночника.

Профилактика деформации стоп у детей

Варусная деформация ног определяется у стоящего с плотно сжатыми стопами ребенка, если его колени отклонены кнаружи и между ними имеется промежуток, по величине которого можно судить о величине деформации (рис. 118).

Основной причиной О-образных ног является рахит. Однако этот дефект может быть и у практически здоровых детей, которым разрешили стоять и ходить слишком рано, т. е. тогда, когда тяжесть тела представляла еще чрезмерную нагрузку для слишком податливых костей ребенка. Особенно страдают дети полные и тяжелые.

При варусной деформации происходит неравномерное развитие коленного сустава. Увеличение наружного мыщелка бедренной кости и уменьшение внутреннего приводит к сдавливанию внутреннего мениска, суставная щель становится шире с наружной стороны и уже — с внутренней. Растягиваются связки, укрепляющие коленный сустав, особенно с наружной стороны.

Стопы приобретают плоско-варусную установку: пятки отклонены внутрь, передние отделы стоп — тоже. Развивается косолапость.

Методы лечения

Исправить варусную стопу возможно, если лечение назначено грамотно. Существует несколько методов воздействия, эффективность которых различна в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Как правило, ортопед назначает следующие мероприятия:

  • электрофорез с применением кальция для укрепления костей стопы;
  • курс лечебного массажа ступней, икроножных и бедренных мышц, ягодиц, поясницы;
  • упражнения для коррекции формы ступней;
  • специальные ортопедические вкладыши и стельки для обуви;
  • ношение ортопедической обуви, выполненной по индивидуальным меркам;
  • хирургическое вмешательство.

Физиотерапия

На ранних стадиях заболевания проводят консервативное лечение. К физиотерапевтическим процедурам относят:

  • Электрофорез с кальция хлоридом. Эти мероприятия восполняют недостаток кальция в костях и укрепляют суставы стопы. Кроме того, воздействие током улучшает кровообращение проблемных участков и стимулирует мышцы. Однако процедуры электрофореза имеют противопоказания – его не делают детям с экземой или различными видами дерматитов, а также пациентам с заболеваниями сердца (см. также: экзема у ребенка: симптомы с фото).
  • Грязелечение и парафиновые ванночки для ступней. Эти процедуры расслабляют мышцы стоп и восстанавливают кровообращение в проблемных участках.
Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет
Парафиновый массаж ног

Массаж

Маленьким детям, которые еще не научились ходить, показан массаж стоп. Однако эту процедуру назначают и тем, кто старше. Если деформация стопы выражена слабо, массаж будет эффективен. Выполняют его по следующей схеме:

  • пятку фиксируют рукой, удерживая ее большим и указательным пальцами;
  • другой рукой отводят передний отдел стопы изнутри наружу, осуществляя давление в течение 15 секунд;
  • действия повторяют со второй ногой.

Массаж должен занимать не менее 8-10 минут. После сеанса на ноги накладывают гипсовые повязки до колен. Пока масса застывает, врач проводит корректирующую деформацию. Снимать повязку нужно через 2 недели, после чего необходимо произвести оценку результатов и наложить новый гипс. Такое лечение вместе с массажем проводится в течение 3-4 месяцев и дает хороший эффект.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет
В грудном возрасте начальную стадию заболевания можно победить одними массажными процедурами

Физические упражнения (ЛФК) для лечения патологии применяются параллельно с другими методами лечения. Показаны следующие движения:

  1. Сидя на стуле, тянуть носок на себя, затем – от себя, опираясь на пятку. Делать не менее 20 раз для каждой ноги.
  2. Вращать стопы по часовой стрелке, затем – против. Повторить 20-30 раз.
  3. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно приседать так, чтобы ягодицы оказались между пятками. Встать, повторить 5-6 раз.
  4. Ходьба по паркету. Нужно двигаться вперед представляя, что на полу паркет, уложенный «елочкой». Ставить ноги так, чтобы попадать в планки паркета – пятки должны встречаться, а носки – быть направленными в стороны.
  5. Ходить на пятках в течение 3-5 минут, стараясь не касаться носками пола. Затем – на носках.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Важным элементом лечения является ношение специальной обуви и ортопедических вкладок. Ребенку, который уже ходит, необходимо подбирать туфли и ботинки с жесткой пяткой, чтобы она не принимала форму стопы. В такой обуви не должно быть супинатора, зато в ней присутствует специальная стелька-пронатор.

Коррекция варусной стопы хирургическим вмешательством проводится у взрослых, у детей – только после того, как консервативные методы оказались неэффективны. Существует много способов хирургического решения проблемы, но наиболее популярный – это рассечение капсулярно-связочного аппарата суставов стопы (плюснеклиновидных).

ЛЕЧЕНИЕ

Лечить О-образное искривление ног надо обязательно, так как в запущенных случаях нарушается походка, ребенок часто падает, быстро устает. Страдает позвоночник: появляются (по закону компенсации) различные нарушения осанки, возможен сколиоз.

Лечение длительное и настойчивое под контролем врача-ортопеда может в значительной степени уменьшить деформацию костей и суставов, нормализовать тонус мышц и, в конечном счете, привести к полному излечению. Детский организм очень пластичен, все в нем растет и изменяется, поэтому консервативный метод лечения особенно эффективен. В этот метод обязательно входят (в легких случаях он является основным) массаж и лечебная гимнастика.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Ортопедическая обувь подбирается с учетом рекомендаций врача: она должна быть новой, не разношенной, с жестким задником, хорошо фиксировать голеностопный сустав.

Применяется скошенный вовнутрь каблук или ортопедические стельки, сделанные по индивидуальному заказу. В тяжелых случаях применяют корригирующие укладки во время сна, ортопедические шины, хирургическое лечение.

Если ношение специальной обуви не обязательно, то дома лучше ходить босиком, давая возможность. развиваться мелким мышцам стопы. Всем детям необходимо делать специальный массаж и заниматься с ними лечебной гимнастикой.

Лечебная гимнастика и массаж — наиболее физиологичные способы исправления костных деформаций, позволяющие учитывать индивидуальные особенности ребенка, его физическое и умственное развитие, в то же время оказывающие общее оздоравливающее воздействие на весь организм. Это тот редкий случай, когда лечение не имеет побочных эффектов. Надо только проконсультироваться со специалистом по лечебной физкультуре и внимательно наблюдать за ребенком.

Лечебная гимнастика и массаж — наиболее

эффективные способы исправления деформаций

скелета, не имеющие побочного эффекта.

ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ДЕТИ 3–4 ЛЕТ

Дети 3-4-летнего возраста обладают уже сравнительно большим запасом движений. Но они так поглощены самим двигательным процессом, что еще не заботятся о результатах своих действий. Однако ребенок уже способен повторять движение за взрослым (или другим ребенком), проделывать его по своему усмотрению, соблюдать направление движения и последовательность его элементов.

Ребенок уже более осознанно следит за показом упражнения, слушает пояснения, но пока еще нуждается в образном представлении упражнения. Например, объяснение: «Ходи на наружных краях стоп» — не заинтересует ребенка, а игра в «мишку косолапого» скорее всего понравится.

Детям этого возраста свойственно стремление к самостоятельности, к активной творческой роли в занятиях. Поэтому не стоит удерживать ребенка, если он придумал свое упражнение, лучше попытаться сочетать новую форму и необходимое содержание.

В то же время внимание даже очень послушных детей еще неустойчиво, они часто отвлекаются и легко переключаются на другую деятельность. Задача взрослого — увлечь ребенка занятиями физкультурой, и, воспитывая двигательные навыки и умения, обращать особое внимание на качество выполняемых движений, четкость и правильность поз (например, выполняя наклоны, не сгибать ноги — «ноги прямые, как у цапли»; поднимая мяч вверх — посмотреть на него и т. п.).

Многие дети на 4-м году жизни еще не обладают правильной координацией в согласовании движений рук и ног. В то же время ходьба становится уверенней и четче: уменьшаются боковые раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее движения рук. Стопы располагаются уже ближе к линии движения, однако походка еще тяжелая, ребенок слабо отталкивается стопой, «шлепает» ею. Длина шагов различна, но темп становится более равномерным.

Ребенок лучше ориентируется в пространстве, но при ходьбе часто опускает голову и смотрит себе под ноги.

Чтобы отучить ребенка смотреть при ходьбе под ноги, опуская голову и плечи, предложите ему ходить с флажками, шариком (рис. 128), которые ребенок носит над головой и смотрит на них.

Ходить полегче, не шаркая ногами, помогают упражнения, укрепляющие мышцы ног и стопы, перешагивания через предметы, подъем и спуск по ступеням лестницы.

Массаж и упражнения для детей с варусной установкой стоп с 3-х лет

Часто приходится учить ребенка размахивать руками во время ходьбы, однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, так как некоторые дети, слишком стараясь, сильно напрягаются, двигаются скованно. Чтобы отвлечь ребенка, можно дать ему дополнительное задание: поднять руки вверх, вперед, в стороны, помахать ими.

Дети этого возраста любят и уже умеют бегать. Однако бегают они неравномерно, мелкими шагами, слабо отталкиваясь стопами. Движения рук и ног еще недостаточно экономны и энергичны, хотя и лучше согласованы, чем при ходьбе.

Важно воспитывать умение согласовывать свои действия с условиями обстановки, бегать, не сталкиваясь с другими детьми, не наталкиваясь на предметы, обегать их. Игры с бегом надо обязательно чередовать с ходьбой, с отдыхом, так как бег — это значительная нагрузка на детский организм.

В 3–4 года уже умеют подпрыгивать на месте, прыгать в длину, слегка продвигаясь вперед и спрыгивать с небольшой высоты. Прыгают они еще очень неловко, тяжело, на всей ступне. Особенно неуверенно на прямые ноги и на всю ступню спрыгивают с высоты. Руки обычно в движении не участвуют.

«В основном дети 4-го года уже прыгают в длину с места путем одновременного разгибания обеих ног. Но у некоторых еще встречается отталкивание одной ногой или даже просто шаг вперед. Отталкивание слабое, вялое, траектория полета низкая и короткая. Для прыжка в длину в этом возрасте характерно появление подготовительной фазы движения, которая еще носит черты общей двигательной реакции, а не целенаправленной подготовки к прыжку.

Ребенок, например, подражая взрослым, покачивает несколько раз руками вперед-назад, а затем прыгает независимо от движений рук или с опущенными вниз руками. Встречаются и случаи движения рук противоположно перемещению тела. Только постепенно намечается взмах руками вперед-вверх. Голова ребенка при прыжке чаще всего опущена.

Туловище согнуто вперед. При приземлении координация движений у детей далеко не совершенна. Дети опускаются на жесткие прямые ноги, не одновременно ставят их на землю, приземляются на всю стопу сразу без эластичного перехода с пятки на носок». Таким образом, приземляясь на прямые, напряженные ноги, ребенок перегружает неокрепшие стопы, что в будущем приводит к плоскостопию, к травмам стоп. Самое главное в этом возрасте научить ребенка прыгать легко и мягко.

Начинать обучение прыжкам лучше с подпрыгивания на месте на двух ногах. Если отталкиваться от земли посильнее и носочками, а ноги выпрямлять, то прыжок будет выше. Приземляться нужно сначала на носочки, а потом уж на всю ступню. Развить эти навыки помогут упражнения — подпрыгивания до поднятой руки взрослого, до мяча, подвешенного на доступной высоте и несколько впереди (рис. 129), игры «Поймай комара» или «Позвони в колокольчик», «Мячики», «3айчики» (рис. 130).

Спрыгивать с высоты надо очень осторожно, начиная с 10–15 см, так как это очень большая нагрузка для стоп. Взрослый показывает, что спрыгивать надо на носочки, на обе ноги сразу, сгибая колени (рис. 131). Смотреть ребенок должен не под ноги, а вперед.

Перепрыгивать через линию, начерченную на полу, шнур и т. п. следует, слегка сгибая колени и отталкиваясь обеими ногами (рис. 132). Приземляться — мягко, с передней части стопы, сгибая колени. Однако, если ребенок прыгнул вперед очень далеко, приземление может быть и на пятки. Упражнение — перепрыгивание через «ручеек», с «кочки на кочку».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector