Лфк в детском возрасте

Показания к проведению

Рекомендуется детям всех возрастных категорий. Показания лечебной физкультуры детям:

  1. Рекомендуется для всех здоровых детей с целью усиления деятельности всех систем и органов, процессов обмена, повышения адаптации организма к различным факторам.
  2. Формирует правильную осанку.
  3. Детям, имеющим временные или постоянные отклонения здоровья (поражения сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма).

Помимо основных целей, ЛФК также имеет воспитательно-дисциплинирующую функцию. На занятиях ЛФК для детей ребенок познает себя в окружающем мире, получает некоторые навыки гигиены. Также физкультура важна для лучшей адаптации в школе, повышает устойчивость к стрессам, улучшает успеваемость и эмоциональный фон у школьников, снижает чувствительность к аллергенам. ЛФК имеет некоторые противопоказания, поэтому требует предварительной консультации со специалистом.

Занятия с младенцами

Когда ребенок рождается, его организм еще не сформировался полностью, поэтому все его движения – это дерганья руками и ногами. Чтобы его организм смог уже тогда развиваться, придумали гимнастические упражнения для малышей. Это делается для того, чтобы организм ребенка развивался уже в этот период. Эти упражнения делаются не только для больных детей, но и для здоровых, чтобы патология не обнаружилась позже.

Первостепенное правило успеха реализации лечебной физкультуры в любом возрасте – это соответствие её и возрастных особенностей.

С младенцами заниматься может только хорошо подготовленный специалист. Важно соблюдать правила рассеянной нагрузки, а первоначальная длительность нагрузки не должна быть больше 7 – 15 минут.

Малыш в начале своей жизни растет очень быстро. Его рост, масса тела, размер ноги, объем грудной клетки увеличиваются с огромной скоростью. Постепенно движения малыша приобретают осмысленный характер, становятся физически законченными и целесообразными. Но даже тогда в сознании каждого малыша еще преобладает безмятежность, а не концентрация.

Так, врач подбирает детям данной возрастной группы простые нагрузки, не требующие серьезного сосредоточения. Это могут быть: плавание, массажи или пассивные тренировки. Затем включаются и подвижные игры на основе лечебной физкультуры.

Цели и задачи

Разными авторами разработаны программы ЛФК для дошкольников. Все они объединены сходными целями и задачами.

Основная цель программ – формирование личности, обладающей физическим и психическим здоровьем, раскрытие творческих способностей ребенка, укрепление здоровья.

Задачи:

  • привитие детям здорового образа жизни;
  • профилактика развития нарушений осанки, формирования плоскостопия;
  • выработка выносливости и силы мышц, координации движений;
  • укрепление сердца, сосудов, органов дыхания.

Как правильно проводить гимнастику?

Когда мы двигаемся, то мышечная масса получает больше крови, то есть и больше всего, что есть в ней. Обмен веществ работает лучше, так как расходуется больше энергии и больше потребляется организмом. Из-за ускоренного обмена веществ наши органы, например, почки, желудок, печень, начинают развиваться лучше, поскольку работают активнее.

Укрепляется иммунитет ребенка. Нервная система получает хороший стимул к развитию. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, вестибулярный аппарат, мышцы и кости лучше скрепляются. Ребенок начинает крепче спать, что тоже плюс, так как меньше просыпается по ночам. Вообще, лечебная гимнастика разрабатывалась для того, чтобы ребенок быстрее научился двигаться, хотя бы начал делать простые движения. Также регулярные занятия улучшат его осанку и предотвратят гипертрофию мышц.

Начинать заниматься нужно, когда возраст ребенка – уже месяц, заканчивать каждое занятие массажем – это помогает мышцам расслабиться. При неблагоприятном самочувствии ребенка стоит перестать проводить занятия!

Если ваш ребенок отвлекается на что-то другое, начните делать другое упражнение, возможно, это ему не нравится, а в конце отвлеките его чем-то интересным. Проводить гимнастику нужно спустя два часа после или за два часа до еды и купания, предварительно проветрив помещение, но температура должна быть не ниже 20 градусов. Общее время гимнастики не должно быть меньше 15 минут, сопровождать процесс нужно одобрительными словами и положительными эмоциями.

Формы занятий с детьми

Каждое занятие можно подразделить на несколько частей:

  1. Вводная или организационная часть. Состоит из бесед об укреплении здоровья, небольших заданий в форме игры, упражнений, корректирующих осанку и плоскостопие. Всего 7 минут. Выполнять в медленном или умеренном темпе.
  2. Главная часть. Формирование различных навыков движения – жизненно необходимых и специализированных. Улучшение волевых качеств, укрепление мышц. Состоит, в том числе, из упражнений лежа, подвижных игр. Количество повторов необходимо увязывать с самочувствием детей. Общая продолжительность – 12 минут.
  3. Заключительная часть – 3 минуты. Расслабляющие и отвлекающие упражнения, воспитывающие координацию, внимание, гимнастика для восстановления дыхания, спокойные игры.

Кроме гимнастики должна быть создана комплексная система физических упражнений. В течение всего дневного времени пребывания в детском саду необходимо поддерживать двигательную активность – физкультурные минутки, гимнастика для пальчиков, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные развлечения, праздники, лечебно-корригирующие упражнения, массаж.

Профилактические мероприятия и лечение плоскостопия должны выполняться различными способами:

  • занятия босиком (содержат дополнительный закаливающий эффект);
  • ходьба по коврикам для массажа, ребристым дорожкам, песку, мелкой и крупной гальке,
  • использование наклонных поверхностей.

При этом происходит формирование свода стопы, результатом чего является уменьшение болей в ногах, развивается рессорная функция стоп, происходит укрепление всех мышц ног, совершенствуется координация движений.

Врачебный контроль

Контроль со стороны медицинского персонала проводится в сентябре, когда начинается отчетный период, и в мае. Результаты проверок определяют воздействие ЛФК на организм детей. Положительный эффект означает улучшение физических показателей. Всего проводится несколько типов контроля:

  1. Предварительный. Устный опрос для получения сведений о накопленных знаниях и навыках, мониторинг физических показателей.
  2. Периодический. Выполняется путём периодической проверки хода занятий наблюдением.
  3. Итоговый. Контрольные испытания и проверка преподавателем физкультуры и медицинским персоналом.

Чему должен научиться ребенок:

  1. Знания. Дошкольник должен знать, как вести себя на занятиях лечебной физкультурой, что такое ЛФК, ее роль в физическом развитии и здоровье. Какова должна быть правильная осанка. Как и для чего принимать воздушные и солнечные ванны. Требования гигиены при выполнении ЛФК, в том числе в домашних условиях. Усвоить правила игр, предложенных на занятиях.
  2. Умения. Четко выполнять все физические упражнения, делать их самостоятельно дома. Играть в любые подвижные игры.

Дети должны продемонстрировать правильное выполнение спортивных упражнений из любых позиций, дыхательную гимнастику. На основании проверки будет зафиксирован рост физических показателей ребенка.

Применение ЛФК при детском церебральном параличе

ЛФК для детей с ДЦП может улучшить:

  • координацию;
  • баланс;
  • силу;
  • гибкость;
  • выносливость;
  • управление болью;
  • положение;
  • общее здоровье.

Сочетание упражнений, методов расслабления мышц и специального оборудования используется для улучшения движения. Степень, в которой физическая терапия может улучшить специфические проблемы ребенка, зависит от тяжести состояния. Упражнения для церебрального паралича направлены на лечение высокого или низкого мышечного тонуса.

Высокий мышечный тонус вызывает жесткость и спастичность, тогда как низкий тонус мышц вызывает слишком большую гибкость и слабость. Упражнения для гибкости и массажи часто используются для детей со спазматическим церебральным параличом. Силовые тренировочные упражнения используются для увеличения тонуса мышц у детей с атетоидным церебральным параличом.

Специальные упражнения также используются для помощи при ходьбе, позе, переходных движениях и сенсорных нарушениях, например, прикосновениях и балансе. Положение улучшается с помощью упражнений, которые выполняются сидя, стоя на коленях и стоя.

Терапевты используют различные средства для подвижности, чтобы сделать физкультуру более эффективной. Крепления, отброс, шины и вкладыши в обувь – это виды ортопедического оборудования, которое помогает ходить ребенку и двигаться суставам.

Физическая терапия также часто включает в себя следующие инструменты:

  • упражнения на шаре;
  • полосы сопротивления;
  • свободные веса;
  • бассейны;
  • горячие и холодные упаковки;
  • электрическую стимуляцию мышц.

В некоторых случаях электрическая стимуляция используется для улучшения функции ходьбы и работы верхних конечностей. Физиотерапевты должны адаптировать лечение на разных стадиях развития. Важнейшие этапы – когда ребенок находится в дошкольном и раннем школьном возрасте. Дети на ранних стадиях развития изучают и испытывают многое благодаря игре, что делает ее важным аспектом ранней терапии. Малыши с ЦП часто неохотно прикасаются к своему лицу или практикуют определенные движения, необходимые для обучения и физического развития.

Процедуры при плоскостопии

Причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата голеностопного сустава и стопы. При плоскостопии происходит неравномерное распределение нагрузки на позвоночник и суставы, что в дальнейшем грозит нарушением осанки. Чем раньше будет начата лечебная гимнастика, тем быстрее стопа приобретет правильное положение.

  1. Ходьба на носочках и пяточках.
  2. Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни.
  3. Захватывание палочки пальцами ног.
  4. Ходьба с согнутыми пальцами.
  5. Перекатывание палочки или мячика стопой.
  6. Ходьба по бревну.

Лфк в детском возрасте

В теплое время года малышам будет полезно походить без обуви по траве или песку. Мероприятие повышает иммунитет, укрепляет мышцы ног, закаливает организм.

Для проведения ЛФК при плоскостопии у детей прекрасно подойдут игровые комплексы. Маленькие дети могут заниматься рисованием, используя пальцы ног. Также можно собирать игрушки с пола. Упражнения для детей можно придумывать самому. Их лучше всего чередовать, увеличивать длительность занятия, повторять их через небольшой промежуток времени. Для детей, которые уже пошли в школу, рекомендуется увеличить нагрузки. Повторения упражнений увеличить до двадцати.

Занятия для ребенка школьного возраста

Выполнить комплекс упражнений из положения сидя на стуле:

  • схватить пальцами ног небольшой предмет и пытаться поднять его;
  • схватить ногами мячик и поднять его на максимально возможную высоту;
  • сводить и разводить пятки, при этом надо касаться пола носками;
  • тянуть стопы по полу или катать палку по полу.

Уже стоя выполнить следующее:

  • залезть на гимнастическую стенку и распределить массу тела на центр стопы;
  • приседать на носках, руки должны быть направлены в стороны;
  • ходить по палке или ребристой доске;
  • сделать массаж стоп с помощью коврика с супинаторами;
  • выполнить перекат с носков на пятки, спину держать ровно;
  • ходить носками по наклоненной доске.

В рамках ЛФК необходимо часто выполнять данные упражнения. Нельзя прекращать занятия при появлении небольших улучшений, нужно закрепить результат. Чтобы добиться явного прогресса в лечении, нужны усилия не только самого ребенка, но и его родителей.

Проблемы со спиной

Врачи рекомендуют начинать заниматься ЛФК для детей с нарушениями осанки уже с двух-трех месяцев. Занятие ЛФК поможет привести в тонус мышцы спины, подкорректировать неправильную форму позвоночника. Постоянные занятия помогут ребенку держать спину ровно.

Для детей до семи лет рекомендуется выполнять упражнения не реже трех-четырех раз в неделю. ЛФК выполнять в течение трех месяцев с возможным перерывом в два месяца. Занятия рекомендуется постоянно усложнять (один раз в три недели). Это необходимо для быстрого получения результата. Если этого не делать, то мышцы ребенка начнут привыкать к нагрузкам, из-за этого эффективность занятий упадет.

Комплекс упражнений для профилактики

Комплексы ЛФК для детей могут быть следующими. Ноги поставить на уровне ширины плеч, руки – на пояс. Локти разводить до того момента, пока лопатки не сомкнутся. Повторить пять раз.

Выполнять наклоны, руки должны находиться за спиной. Наклоны делать вправо-влево и вперед-назад. Повторить шесть раз.

Ноги поставить как можно более широко, кисти рук положить на плечи. Делая вдох, сделать наклон вперед, при выдохе вернуться обратно в исходное положение.

Взять бодибар и вытянуть прямо перед собой. При выдохе присесть, при вдохе вернуться обратно в исходное положение. Повторить пять-шесть раз. Во время упражнения спину нужно держать ровно.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector