Сколиоз: код в МКБ 10, диагностика, лечение

Содержание


Названия

 Название: Сколиоз у детей.


Рентгенограмма позвоночника при сколиозе
Рентгенограмма позвоночника при сколиозе

Описание

 Сколиоз у детей. Стойкая деформация позвоночного столба, характеризующаяся его боковым отклонением и торсией. Сколиоз у детей сопровождается асимметричным положением надплечий, лопаток и других костных ориентиров, перекосом таза, деформацией грудной клетки, нарушениями со стороны внутренних органов. Для диагностики сколиоза у детей выполняются полипозиционные рентгенограммы позвоночника с расчетом величины искривления. Консервативное лечение сколиоза у детей включает ортопедический режим, массаж, корригирующую гимнастику, физиотерапию, ношение ортопедического корсета; по показаниям производится хирургическая коррекция сколиоза.


Дополнительные факты

 Сколиоз у детей – патологические изменения в позвоночни­ке и паравертебральных тканях, приводящие к искривлению позвоночного столба, его повороту вокруг продольной оси, статико-динамическим нарушениям и функцио­нальным изменениям со стороны внутренних органов. Сколиоз – одно из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата в детской ортопедии, которым страдают 5-10% детей и подростков. У девочек сколиоз встречается значительно чаще, чем у мальчиков; примерное соотношение полов составляет 9:1. Опасность развития сколиоза у ребенка состоит не только в косметическом дефекте, но также в сдавлении, смещении и нарушении функции сосудов и внутренних органов.


Костные деформации при сколиозе
Костные деформации при сколиозе

Классификация

 В зависимости от времени проявления различают инфантильный (младенческий) сколиоз у детей до 3-х лет; детский (ювенильный) сколиоз у детей допубертатного периода (от 3-х до 10-ти лет); юношеский сколиоз у детей и подростков от 10 до 18-20 лет, т. Е. До прекращения костного роста.
По форме искривления позвоночника выделяют С-образный сколиоз – с одной дугой искривления, S-образный – с двумя дугами искривления и Z- образный – с тремя дугами кривизны.
В основу рентгенологической классификации сколиоза у детей положена величина искривления позвоночника в градусах и выраженность деформации. В соответствии с этими критериями выделяют IV степени сколиоза у детей:
 • Сколиоз I степени характеризуется углом бокового искривления менее 10° и незначительными рентгенологическими признаками торсии;
 • Сколиоз II степени характеризуется углом искривления от 10 до 25°, умеренно выраженной торсией и деформацией тел позвонков на вершине искривления;
 • Сколиоз III степени характеризуется углом искривления от 25 до 50°, наличием резко выраженной торсии позвонков (реберного горба), фиксированными изменениями в позвоночнике;
 • Сколиоз IV степени характеризуется углом искривления 50° с резко выраженной деформацией позвоночного столба, грудной клетки, смещением и сдавлением внутренних органов и нарушением их функций.
В зависимости от локализации вершины дуги искривления различают следующие виды сколиоза у детей: верхнегрудной (на уровне Th3 – Th4), грудной (Th8 – Th9), грудопоясничный (Th11 – Th12), поясничный (L1 – L2), пояснично-крестцовый (L5 – S1), комбинированный (с одинаковой степенью торсии в нескольких отделах).
По этиологии сколиоз у детей подразделяется на врожденный и приобретенный.


Причины

 Происхождение врожденного сколиоза у детей может быть обусловлено аномалиями развития позвоночника (клиновидными позвонками и полупозвонками, синостозом остистых отростков), нарушением формирования ребер (добавочными ребрами, синостозом ребер и тд ), дисплазией пояснично-крестцового отдела позвоночника (спондилолизом, люмбализацией, сакрализацией и пр. ).
Случаи приобретенных сколиозов у детей, как правило, связаны с нервно-мышечными, метаболическими, опухолевыми заболеваниями и травмами. Статический сколиоз у детей чаще всего является следствием родовой травмы, врожденного вывиха бедра, укорочения ниж­ней конечности, контрактур коленного и тазобедренного суставов. Неврогенные сколиозы у детей могут возникать на почве детского церебрального паралича, полиомиелита, сирингомиелии, атаксии Фридрейха, травм спинного мозга и других патологических состояний. Генез миопатического сколиоза у детей может быть обусловлен врожденной мышечной гипотонией, мышечной дистрофией, врожденной кривошеей.
В основе сколиоза у детей могут лежать травматические деформации вертебральной локализации (после перелома позвоночника, торакопластики, ламинэктомии и пр. ) или внепозвоночной локализации (после обширных ожогов туловища, эмпиемы плевры ). Нередко к развитию сколиоза у детей приводят метаболические нарушения (рахит, цистиноз, несовершенный остеогенез, синдром Хантера), наследственные заболевания соединительной ткани (синдром Марфана, синдром Элерса-Данлоса), ревматическая патология (ювенильный ревматоидный артрит) опухоли позвоночного столба и спинного мозга, юношеский остеохондроз, нейрофиброматоз.
Однако, несмотря на многообразие идентифицированных факторов, способствующих развитию сколиоза у детей, большинство случаев относятся к идиопатическим, т. Е. Возникающим по неустановленным причинам.
К развитию сколиоза у детей предрасполагает общая астения, гиподинамия, нарушения осанки, неадекватные нагрузки на позвоночник и пр.


Симптомы

 Идиопатический сколиоз у детей обычно обнаруживается в 6-7 лет, т. Е. В период первого скачка роста, при проведении профилактического осмотра ребенка педиатром или детским ортопедом. Клинические проявления сколиоза у детей различаются в зависимости от степени деформации позвоночника.
Сколиоз I степени у детей может быть заподозрен по следующим характерным признакам: опущенному положению головы, сведенным плечам, скошенному тазу, сутулости, асимметрии надплечий и талии, намечающемуся повороту позвонков вокруг продольной оси. Дуга искривления просматривается при наклоне вперед и пропадает при выпрямлении туловища ребенка.
При сколиозе II степени, кроме выше перечисленных признаков, у детей появляется патологическая ротация позвонков, мышечный валик в поясничном отделе и выпячивание – в грудном отделе на стороне искривления. Кривизна позвоночника не пропадает в любом положении тела.
Клинические признаки сколиоза III степени у детей характеризуются выраженным поворотом позвонков, хорошо очерченным реберным горбом, мышечными контрактурами, ослаблением брюшных мышц, выпиранием реберных дуг и тд.
При сколиозе IV степени позвоночник ребенка значительно деформирован, паравертебральные мышцы растянуты, выражен реберный горб, ребра и мышцы в зоне вогнутости западают.
Прогрессирование патологических изменений при сколиозе у детей приводит к развитию функционально значимой деформации грудной клетки, сопровождающейся сдавлением и смещением сердца, легких и сосудистого пучка. Данное состояние расценивается как сколиотическая болезнь у детей.
Сколиозы I и II степени у детей обычно протекает без субъективных жалоб; при сколиозах III и IV степени могут беспокоить боли в спине, повышенная утомляемость, одышка, боли в сердце, тахикардия, скованность движений. Осложнениями и последствиями сколиоза у детей и подростков могут выступать вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония, дискинезия желчевыводящих путей, холецистит и тд У девушек, страдающих сколиозом, повышен риск развития нарушений менструального цикла, а в будущем – самопроизвольного прерывания беременности, нарушений родовой деятельности (слабости, дискоординированности и тд ).


Диагностика

 Раннее выявление сколиоза – важнейшая задача диспансерных осмотров детей дошкольного и школьного возраста педиатром, детским хирургом, неврологом, детским ортопедом. Для правильной оценки осанки необходимо последовательное обследование ребенка в положении стоя (спереди, сбоку, сзади), сидя и лежа. При этом обращают внимание на высоту надплечий, асимметрию кожных складок, лопаток, таза, наличие реберного горба и другие признаки сколиоза у детей. Степень искривления позвоночника в градусах определяют с помощью сколиозометра. Выявление отклонения позвоночника более чем на 5-7°, является основанием для проведения рентгенографии ребенку.
Рентгенография позвоночника выполняется в положении стоя и лежа в 2-х проекциях. На основании полученных спондилограмм производится расчет величины искривления по методике Фергюссона или Кобба, определение индекса стабильности позвоночника. Для более детального обследования интересующего отдела позвоночника может применяться рентгеновская томография, MРТ или КТ позвоночника, миелография. Для обследования и динамического наблюдения детей предпочтительнее применять нелучевые методы исследования, например, компьютерную оптическую топографию. Обязательным компонентом диагностики сколиоза у детей является фотографирование ребенка с различных точек на всех этапах наблюдения.
При развитии функциональных нарушений со стороны внутренних органов по показаниям ребенку проводятся консультации детского пульмонолога, детского кардиолога, детского гастроэнтеролога; выполняются ФВД, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости пр.


Лечение

 Общепринятая тактика предполагает дифференцированные подходы к проведению лечебных мероприятий детям с различной степенью выраженности сколиоза. Консервативное лечение проводится с участием физиотерапевтов, массажистов, инструкторов ЛФК, вертебрологов, мануальных терапевтов.
Детям с непрогрессирующим сколиозом I-II степени требуется устранение причин, способствующих искривлению позвоночника, уменьшение статической нагрузки на позвоночный столб, организация оптимальной двигательной активности. С целью недопущения прогрессирования сколиоза детям рекомендуется лечебная гимнастика, массаж спины, плавание. Важной составляющей терапии сколиоза у детей является соблюдение ортопедического режима – сон на щите, контроль за правильной осанкой, периодическая разгрузка позвоночника в горизонтальном положении.
При прогрессирующем сколиозе I-II степени, кроме названных мероприятий, детям назначается индивидуальный комплекс ЛФК, физиотерапия (электромиостимуляция, магнитотерапия, СМТ-терапия, водолечение, грязелечение, теплолечение), ортопедический массаж, мягкие техники мануальной терапии. Лечение дополняется ношением корригирующих ортопедических корсетов.
Показаниями к хирургической коррекции сколиоза у детей служат быстрое прогрессирование деформации, несмотря на проводимое консервативное лечение, угол искривления позвоночника более 40°, нарушения работы жизненно важных органов. Оптимальным периодом для оперативного лечения является возраст 10-14 лет. Операция заключается в имплантации фиксирующих устройств трансторакальным, дорсальным или комбинированным доступом. Наибольшее распространение в хирургии сколиоза получили дистракторы Казьмина, Харрингтона, эндокорректор Роднянского-Гупалова, системы Котреля-Дюбуссе и тд Перед хирургическим вмешательством проводится вытяжение позвоночника.
По показаниям могут выполняться корригирующие костно-пластические операции (клиновидная резекция позвонков), мобилизующие операции (тенолигаментокапсулотомия по Шулутко, дискэктомия), косметические вмешательства (резекция реберного горба, экстраплевральная торакопластика, резекция угла лопатки) и тд После операций проводится длительная реабилитационная терапия.


Профилактика

 Неблагоприятное прогрессирующее течение имеют рано возникающие деформации позвоночника (до 6 лет); более благоприятно протекает сколиоз у детей старше 10-12 лет. Все дети со сколиозом должны регулярно, не менее 2-х раз в год проходить специализированное лечение, назначенное ортопедом. При выраженном сколиозе у детей операция может лишь уменьшить степень искривления позвоночника и приостановить его прогрессирование. Поэтому главные усилия взрослых должны быть направлены на предупреждение сколиоза у детей.


Названия

 Название: Нарушения осанки у детей.


Нарушения осанки у детей
Нарушения осанки у детей

Описание

 Нарушения осанки у детей. Изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно – двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.


Дополнительные факты

 Нарушения осанки у детей – различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.


Нарушения осанки у детей
Нарушения осанки у детей

Причины

 Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и тд К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.
Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.
Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и тд Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.
Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.


Классификация

 В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:
• сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
• увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
• увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
• увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
• увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).
Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.
Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.


Симптомы

 Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.
При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.
Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.


Диагностика

 Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.
Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и тд Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и тд ).
Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.
Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.


Лечение

 Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.
Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.
При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.


Прогноз

 В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.


Профилактика

 Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и тд Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Описание

Нарушения осанки у детей. Изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно – двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом.

Сколиоз у детей. Стойкая деформация позвоночного столба, характеризующаяся его боковым отклонением и торсией. Сколиоз у детей сопровождается асимметричным положением надплечий, лопаток и других костных ориентиров, перекосом таза, деформацией грудной клетки, нарушениями со стороны внутренних органов.

Для диагностики сколиоза у детей выполняются полипозиционные рентгенограммы позвоночника с расчетом величины искривления. Консервативное лечение сколиоза у детей включает ортопедический режим, массаж, корригирующую гимнастику, физиотерапию, ношение ортопедического корсета; по показаниям производится хирургическая коррекция сколиоза.

Дополнительные факты

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Нарушения осанки у детей – различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Сколиоз у детей – патологические изменения в позвоночни­ке и паравертебральных тканях, приводящие к искривлению позвоночного столба, его повороту вокруг продольной оси, статико-динамическим нарушениям и функцио­нальным изменениям со стороны внутренних органов. Сколиоз – одно из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата в детской ортопедии, которым страдают 5-10% детей и подростков.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector